Стильное оформление свадеб

Из интервью Милы Кожуховской журналу "Цветы"

Декором интерьеров и флористикой Мила Кожуховская занимается с 1998 года. Особенности стиля ее работ можно определить как «флористический конструктивизм». Кожуховская работала по заказам фирм NINA RICCI, YVES ROCHER, MAX FACTOR, PAL ZILERI и других. В 2004 году была награждена дипломом за предметные инсталляции, представленные в экспозиции «Высокий дизайн в ландшафте» Союза дизайнеров России, а в следующем году ее студия Decor-f (теперь FLORA-CLUB) была удостоена Знака профессионального стандарта «Высокий дизайн» и стала членом клуба «Высокий дизайн».  

Мила, расскажите нашим читателям как Вы пришли во флористику.

 

Это произошло почти случайно. У нас дома было множество горшечных растений, я ими с удовольствием занималась, но о флористике тогда совсем не думала. Можно сказать, увлекалась цветами для себя. Моя первая специальность — художник-модельер. Затем я окончила курс дизайна интерьера при Союзе дизайнеров России. А вскоре подруга сагитировала меня пойти с ней на десятидневные курсы по флористике. Из любопытства и просто желая доставить себе удовольствие, я отправилась вместе с ней на эти курсы. По иронии судьбы подруга не смогла их окончить, а я так увлеклась предметом, что тут же записалась уже на трехгодичное обучение в Международную школу дизайнеров-флористов «Николь». Позже прошла стажировки в Швейцарии и в Швеции.

 

Чем, по-Вашему, отличается преподавание флористики у нас и за рубежом?

В принципе оно унифицировано во всем мире, но, скорее, так считается, чем есть на самом деле. Что касается школы «Николь», то в ней работает швейцарская программа, мастер-классы проводят известные преподаватели, корифеи флористики, то есть, выдержан европейский образец. Если же рассматривать другие наши флористические школы, разница определенно есть. В них в основном преподаются азы, нечто общее, полезное в применении, но многие важные аспекты опускаются, в нем недостаточно творчества, элемента ассоциативного мышления, психологического подтекста.

 

С чего Вы начали в «цветочном деле»?

 

Сначала — с достаточно частных вещей, которые, впрочем, мне тоже нравились,— с оформления свадеб, составления букетов для невест. Но вскоре сказалось мое увлечение дизайном, и я перешла к более крупным проектам, то есть к тем заказам, в которых я могу больше проявить свой потенциал. Сегодня в моих работах чувствуется школа, которую я прошла ранее, конструктивный подход. 

 

Мила, кто для Вас — хороший заказчик?

 

Хороший заказчик — это человек, который более-менее представляет, чего он хочет. В противном же случае начинается «разминирование», пробные шаги. Я показываю свои работы, пытаюсь найти точку соприкосновения наших интересов. Непонимание — это риск. Если вы не услышите друг друга и заказчик так и не сможет объяснить, что ему нужно, а вы не поймете, не «почувствуете» его, заказчик, скорее всего, останется недоволен.

 

Ваши желания и желания заказчиков... Часто ли они совпадают, не хочется ли Вам самой «задавать моду»?

 

До этого дело еще не дошло. Чаще всего мне удается «подтягивать» заказчика под мою идею. Но я знаю, что это все равно — заказ, и мои желания имеют свои границы. Конечно, мне хочется делать совсем свои, особенные и редкие вещи... но времени, сил, возможностей для этого обычно остается немного. В основном идет работа коммерческого плана. Но вот сейчас мы задумываем проект «Некоммерческая флористика. NOT FOR SALE», к которому могут присоединяться и другие флористы,— планируем регулярные фотосессии, на которых будем фотографировать работы, сделанные для души. Дело в том, что многие современные флористические идеи пока не имеют перспективы коммерческого успеха, но так хочется ими заниматься...

 

Вы замечаете изменение взаимоотношений «флорист — заказчик» и «флорист — флорист»?

 

Поскольку в Европе на порядок больше флористов, между ними существует ощутимая конкуренция. Но и у нас постепенно начинают выделяться более популярные профессионалы — публика воспитывается, становится требовательнее, ищет интересное, начинает различать отдельные салоны. Появилась категория взыскательных людей, которым уже недостаточно просто «красивого букета», им нужен интересный дизайн, стиль, одухотворенность композиции.

 

Следуете ли Вы при выполнении заказов трендам?

 

Конечно, необходимо следить, быть в курсе последних тенденций, но в принципе о трендах можно говорить в высокой флористике, а широкой публике что-то нравится, а что-то нет — вне зависимости от сиюминутной моды. Я и сама не считаю необходимым вслепую следовать веяниям, и вообще — современная культура отличается эклектичностью, так что всему есть место. Просто необходимо соблюдать разумный баланс между трендами и реальностью.

 

Творчество требует сосредоточенности, серьезности, самоотдачи... чего же еще?

 

Наверное, еще... несерьезности, неожиданности, импровизации.
На выставке LIFE STYLE в октябре прошлого года в ЦДХ у нас был такой забавный стенд. Мы представили на нем композицию, состоящую из четырех стульев, каждый из которых олицетворял собой один сезон. Люди подходили и удивлялись — а как эта конструкция стоит, а это все настоящее? Действительно, уравновесить работу было довольно сложно, но все попытки проходили весело. Помню, я стояла и держала всю эту «красоту» одним пальцем и никак не могла поверить, что она удержится без моей помощи... Но удержалась! Мне кажется, что и в этой композиции сказался мой конструктивистский подход, привитый мне моим учителем — гениальным дизайнером Вячеславом Колейчуком. Наверняка, многие видели его работы в филиале Третьяковской галереи на Крымском Валу. Именно он научил меня такому подходу к материалу, а я, в свою очередь, перенесла конструктивизм и умение создавать самонапряженные системы во флористику. Например, его знаменитую работу «Стоящая нить» исполнила во флористическом варианте, сделав натяжные дуги из тонкого тростника, листьев тифы и цветков орнитогалума. Моего учителя искренне порадовал мой флористический репринт.

 

Кто из преподавателей Вам еще запом¬нился, внес ощутимый вклад в Ваше развитие?

 

Часто вспоминаю своего учителя по колористике, тогда — главного художника Москвы Андрея Ефимова. Благодарна председателю Союза дизайнеров России Юрию Назарову, который преподавал мне основы дизайна.

 

А что касается флористики?

 

Безусловно, для меня самая значимая величина во флористике — мой преподаватель швейцарец Питер Хесс. Было много интересных педагогов, но своим основным учителем, мастером, я считаю именно его. Уроки Питера Хесса отличались особой атмосферой, глубокой психологической проработкой предмета, вдумчивостью.

 

При оформлении витрин также идет эксперимент?

 

Конечно. Я стараюсь использовать квинтэссенцию полученных мною знаний, раскрывать свои возможности наиболее полно и органично. Мы не ограничиваем себя использованием только флористического материала, но применяем в оформлении современные рекламные технологии и материалы. Тема витрин благодарная, но и трудная. Иногда приходится много поработать, прежде чем сказать себе — «да, так хорошо!».

 

А в чем основные трудности?

 

Чаще всего мне приходится иметь дело с открытыми витринами, которые работают напросвет. Это очень сложно, но и интересно. Витрина должна заинтересовать при ближайшем рассмотрении, в то же время взгляд человека должен выхватывать ее издалека — из салона автомобиля, с другой стороны улицы; она должна хорошо смотреться в нескольких измерениях, органично вписываясь в интерьер помещения. Осо-бенно мне интересно работать с сезонным оформлением витрин — нужно умудриться отразить сезонность, сохраняя общую стилистику интерьера.

 

Скажите, Мила, а случалось у Вас в недавнее время что-то неожиданное, особенное, новое, связанное с флористикой?

 

Да, и как раз недавно. В конце 2006 года мы провели трехдневный мастер-класс в Кисловодске (регион Кавказские Минеральные Воды), и, по ходу его, к нам стало подходить все больше и больше людей, которые проявляли такую живую заинтересованность, что мы не могли не рассказывать им, что и как. Мне стало очевидно, что мое педагогическое образование оказалось весьма кстати. В планах — дальнейшая передача знаний, «аромата» флористики. Приятно осознавать, что я могу помочь начинающим флористам получить знания и умения, которых им так не хватает.

 

У Вас есть мечта, которую можно загадать на падающую звезду?

 

Пожалуй, сейчас нет какой-то определенной мечты. Совпадали бы желания и возможности. Я занимаюсь своим любимым делом, а это уже само по себе много для меня значит. Надеюсь, что все хорошее, касающееся флористики в России, только начинается. Так что мечта — впереди. 


Цветы 03’2007 Текст: Александр Быков


ФЛОРИСТИКА И ДИЗАЙН ОТ FLORA-CLUB

Профессионально занимаясь флористикой и дизайном в течение последних 15 лет, мы накопили обширный опыт и знания в нашей сфере деятельности. Мы очень рады познакомить Вас с нашими работами и показать наши возможности. Добро пожаловать в клуб профессиональной и креативной флористики FLORA-CLUB! 

Доверьте свои задачи профессионалам
Опытная команда дизайнеров и флористов готова помочь Вам в любом новом проекте, предоставляя Вам типовые решения или сделанные по индивидуальному заказу проекты. Мы постараемся решить все поставленные перед нами задачи. 

Проекты высочайшего качества
Все материалы, цветы и растения проходят через строгий процесс отбора. Только те, что отвечают высоким стандартам качества, будут отобраны и включены в проект, который мы реализуем для Вас.